Первая полоса: Информационный Иркутский портал » Новости » Госзаказ в кино спасет население от культурной деградации?

Новости : Госзаказ в кино спасет население от культурной деградации?
Новость на Newsland: Госзаказ в кино спасет население от культурной деградации?

В начале нового 2009 года Федор Бондарчук в интервью каналу «Вести» сказал, что финансовый кризис ударил и по Мосфильму – в настоящий момент уже 70 картин закрыто. Какие из них плохи, какие хороши – не суть важно, смысл в другом – культура также зависит от финансовых вливаний. И хотя, по словам Карена Шахназарова, с 1991 г. Мосфильм не получал от государства денег и кредитов не брал, понятно, что с помощью финансов можно регулировать как ширину кинопотока, так и его качество. Хорошая картина окупит себя сама и принесёт деньги для новых съёмок.

Это так – но при соблюдении некоторых условий. К примеру, гонорары некоторых звёзд настолько завышены, что составляют дюжинную долю бюджета картины. По словам украинского кинопродюсера Влада Ряшина, основной рост себестоимости кинопроизводства происходит за счёт зарплат актеров, сценаристов и т.д. «Рост был так стремителен, что стоимость производства практически сравнялась с ценой, которую были готовы платить каналы. В новых условиях появилась возможность установить более реальные расценки на услуги и особенно уровень гонораров…». А Сергей Говорухин утверждает: «Завышены гонорары не столько актеров и технических работников, сколько, прежде всего, операторов и операторских групп. Настоящих мастеров среди них единицы, подавляющее же большинство исхалтурились и снимают исключительно „левой ногой“. Все хотят только денег, но ни в коем случае не желают отвечать ни за качество, ни за художественное решение фильма».

Точно так же съедают немалую часть бюджета и спецэффекты, делающие фильм блокбастерным и скоростным, как хороший импортный автомобиль, но не гарантирующие качество продукта. Во время кризиса ставки автоматически должны сместиться в пользу кино менее зрелищного, но требующего большей созерцательности.

Сегодня акценты в отношении глубины и увлекательности художественных произведений настолько сместились, что мы уже не можем утверждать, является ли выставляемое в модной галерее полотно искусством, фэшн-фишкой или голым гламуром. То же и с кинематографом. С одной стороны, технически безупречно слепленный шлягер привлекает народ и деньги в кинотеатр, а видеопиратов заставляет раздувать трафики в Интернете. С другой стороны, камерно снятый фильм в авторском стиле без использования спецэффектов и экшн-примочек, не привлекает почти никого, если на то, конечно, не найдётся хоть какой-то рекламы.

Отсюда мораль: что народу дадут, то люди и возьмут, употребят, вкусят, а потом попросят ещё или вовек не возжелают подобного. Кино-бестселлер в этом контексте является весьма легко поглощаемой и вкусной пищей. Что примечательно – организмом не усваивается совершенно, выносится вон первым же сквозняком после погасшего в кинозале света. Сей транзит и привлекает зрителя своей необязательностью – поглядел да изверг из головы, никакого тебе резонанса с собственной картинкой мира. Для кинорынка подобный товар – горячие пирожки, тем паче во время финансовых морозов.

Однако будем честны. Зритель потому и становится потребителем, что его воспитывают на товаре, бестселлерах, а не на произведениях. Если сегодня выключить кинопроектор в момент прокрутки самого рейтингового боевика, а взамен предложить оздоровительную пилюлю в виде психодрамы, потребитель взбунтуется. И будет не совсем виноват – нечего было кота консервным фаршем кормить, ему теперь настоящую пищу жевать лень и невкусно. Значит, назад в настоящее? Отнюдь. Кот может и поголодать. Немного ломки на низких дозах и впрыскиваниях экшна – и зритель постепенно привыкнет к кино нового формата, точнее, к думанию и созерцанию, а не только к заглатыванию видеоряда.

Нужен госзаказ на умное кино

Ради чего? – спросит зритель. Ответ очевиден: ради преодоления культурной деградации населения. Для того, чтобы осуществить художественный отбор, имеет смыл создать экспертный совет с постоянной ротацией его членов – ни одного постоянного заседателя, председателя, а также без диктата властвующей ныне киноверхушки. В совет должны включаться как столичные, так и региональные кинематографисты, деятели культуры и искусства, не исключая представителей андеграунда.

По мнению того же Федора Бондарчука, экспертный совет нужен для распределения денег. Отчасти это верно: талантам нужно помогать, бездарные обойдутся. Но как здесь разграничить талант и качество, как слить их воедино? К примеру, «Адмирал» Алексея Кравчука – хорошее рыночное кино, снято качественно, но скорее продукт, чем произведение искусства. Надо на подобное выделять деньги? Надо. Народ необходимо просвещать, молодёжь – в первую очередь. На строгий исторический фильм без мелодраматической канвы нынешний зритель не потянется. На «блокбастер, основанный на реальных событиях», true story с кровавой развязкой пойдёт на автопилоте – потому что такая программа у современного зрителя: смотреть масштабное кино, напичканное спецэффектами, стрелялками, слезами любви и приправленное рекламой так, что к моменту выхода кинокартины в прокат народ уже трясется от одной мысли упустить возможность сопоставить реальность трейлера и оригинала.

Триллеры, кстати, тоже можно снимать так, что их просмотр пойдет только на пользу зрителю. Недавний образец – «Иллюзия страха» Александра Кириенко: скоростной фильм-шарада, с убийствами и мордобоем, умеренным глянцем и известными именами актёров, где сюжет оказывается не развлечением, не простой головоломкой, а философской задачей в духе мимо текущего бытия. «Иллюзия страха», правда, картина условно украинская, но поскольку снята на русском языке с московскими актёрами в главных ролях, её тоже можно включить в список находок отечественного кинопрома.

Так что стилевые ловушки-завлекушки в кино способны успешно работать с запрограммированным на шаблон сознанием – человек приходит к экрану, погружается в атмосферу по ту сторону титров, но получает не обычный леденец с ушной серой взамен смысла, а немного урока истории, немного патриотизма, чуть психологии и философии, то есть всего того, что пойдёт на пользу ему и как личности, и как гражданину. Все успешно может быть воплощено в жизнь именно сейчас, во время финансового кризиса, когда отечественному кино помогут выжить лишь госдотации.

Другой пример – «Юрьев день» Антона Сиверса. Произведение не разрекламированное и камерное, при этом к искусству имеющее куда большее отношение, чем «Адмирал». Давать ли денег на подобный проект? Давать. Почему? Чтобы повышать интеллектуальный запрос зрителя. Если в советские годы простые деревенские жители смотрели Тарковского и писали автору восторженные письма, то сейчас редкий кинозритель досмотрит «Андрея Рублёва» до середины.

Теперь наступает кризис, и тратить деньги на новые «Ночные дозоры» будет уже накладно. Пора переходить к просмотру картин с более дешевым бюджетом, но более «дорогим» смысловым наполнением. Это и способ защититься от голливудской экспансии, которая сама по себе преследует не только коммерческие, но и пропагандистские цели, на языке информационной войны именуемые деморализацией противника. Голливуд как большая идеологическая фабрика, транслирующая на экраны все основные идейные посылы американского госдепа – это удобный рычаг для управления молодыми (и не только) умами везде в мире, где существует сеть кинотеатров.

У нас в этом смысле никакого противовеса Голливуду не существует. Достойных большого проката отечественных фильмов хотя бы с элементами патриотизма мало. А те, что есть, с трудом выдерживают рыночную конкуренцию с западными аналогами.

Культуре нужен вектор развития

До финансового кризиса в России ежегодно снималось более 200 картин. Большая часть из них зрителю остаётся неизвестной, и это притом, что несколько десятков, все же, выходят на широкий экран. У одних не хватает денег на рекламу, у других – просто довезти картину до столицы или любого мало-мальски значимого кинофестиваля. Выигрывают те, кто имеет маститого и «талантливого» продюсера.

К сожалению, рынок устроен так, что режиссёр действительно нуждается в продюсере, желательно, обладающем связями и опытом, и на основу фильма не посягающем. Взял – продал – выставил – продвинул, – вот главная функция любого импрессариро, про остальное – молчок.

Посему, доколе кино зависит от рынка, продюсеры так же необходимы, как экспертный совет, последний же должен решать и судьбу продюсеров – назначать их, подобно военным, на почетные должности по продвижению талантов, снаряжать в далекие командировки в регионы Большой России и блюсти ротацию – дабы не засиживался торговец на одном месте, не обрастал бы жиром и не становился бы притязательным к выставляемому им продукту. На какие проекты у инвесторов деньги брать – продюсерам тоже следует с кем-то более тонко мыслящим советоваться. К примеру, одно и то же лицо являет 175c3 ся соинвестором фильмов «Юрьев день» Сиверса и «Бумажный солдат» Германа-младшего. Только если первый вариант – пример мистического реализма, воспитывающего любовь к незримой родине там, где невозможна тяга к очевидному, то второй случай – отрицание чего бы то ни было светлого в недалеком прошлом своей страны.

Проблема в том, что сегодняшняя культура в России не имеет вектора. До недавних пор возглавляемое Михаилом Швыдким Федеральное агентство по культуре и кинематографии не чуралось поддерживать откровенно проходные и низкопробные фильмы, включая «мыло», что в мраке финансового кризиса и вовсе моветон. Главный критерий для вливания более крупных инвестиций – интересность проекта.

Сегодня российские продюсеры заморозили уже около 30% всех запущенных в производство кинокартин. Предлог – продукт себя не окупит. Словно кино – это стройка торгового центра или многоуровневого фастфуда на Марсе. До сегодняшнего дня так и было: картина могла являться удобной дырой для инвестиций: престижно для инвестора, удобно для продюсера. Деньги выбить просто, достаточно пообещать рекламу спонсора в титрах, забрать к себе в карман ещё проще – гонорары малоизвестным актёрам урезать, на звёздах сэкономить, через некоторое время проект заморозить. Если не замораживать – выпустить в прокат нечто несусветно дешёвое, но разрекламированное так, что народ всё равно на просмотр повалит. На автопилоте. В этом пагуба продюсеров – деньги распределить, отбить и отмыть для торговца всегда важнее, чем состряпать качественный (хотя бы) продукт. Счастлив режиссёр, который сам себе продюсер. Хотя, с другой стороны, у такого режиссёра, возможен крен в зрелищность именно из-за необходимости совмещать в себе два начала – тонкое (художественное) и плотное (коммерческое), последнее из которых в силу мощной симпатии с ним окружающего мира, зачастую побеждает.

Но плакать по поводу вставших во льдах финансовых заморозков проектов не стоит. Картин меньше – больше кассовых сборов для выживших, – это правило надо брать на вооружение попечителям душевного и духовного здоровья нации.

И главное. Пока финансисты и политологи говорят о карантине доллара, деятелям искусства пора устроить карантин для защиты национального искусства от чужеродной идеологии, на уровне кино в первую очередь.

Мария Мамыко


Чтобы получить ссылку на эту новость, достаточно «КЛИКНУТЬ» по ней:

Ссылка в Браузер:
HTML-код для Cайта:
BB-код для Форума:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Поэтому функционал Нашего портала для Вас ОГРАНИЧЕН, чтобы снять ограничения,
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
С Уважением, Администрация Портала Иркутска IRK-VESTI.RU
Читайте дополнительно в этом разделе:




добавить на Яндекс

О Погоде в Иркутске
Сейчас за Окном:
Далее Погода на 10 Дней:

Случайное фото

Бизнес-Инфо
USD $ 67.78516.6339
EUR € 84.5898.4374
Золото 2613.03255.24
Серебро 35.52.37
14.10.2024© rbc.ru

Календарь новостей
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

«»


Рекламодателям

Заказать Рекламу на портале Иркутска

Наши услуги


С Нами на Портале
Пользователей: 0
Отсутствуют.

Роботов: 0
Отсутствуют.

Гостей: 24
Всех: 24

20-ка последних посетивших:

alexs1961 AllSoftZ
aurastudia BestNeoGameSl
condvent Crystal.bratsk
grover29 irk-vesti
Irkutsk_Lex ITLK
jakson27 pizdon
sapropele Sasha
SeoSystem SportMarket
TrainOfDeath wampirscha1
Администратор ВЛАДИМИР


Архив новостей
Февраль 2016 (1)
Декабрь 2015 (3)
Ноябрь 2015 (3)
Октябрь 2015 (4)
Сентябрь 2015 (2)
Август 2015 (3)

Ваш Личный Кабинет
ВЫ ещё не с Нами?
Логин: 
Пароль: 


Популярные Новости


Я - «Репортёр ИРКУТСКА»!



Блоги на Портале


Наши партнёры


«Золотая паутина 2009»


Подписаться на Новости





«»


Ваше мнение
Пропускаете ли вы пешеходов?

Да всегда пропускаю
Стараюсь пропускать
Если не опаздываю
Когда вижу стоит ДПС
Несусь напролом
А я сам пешеход

Последние Комментарии
Портал в Рейтингах

 
Анализ сайта, оптимизация   Карта сайта - Google Sitemap
Скачать тулбар или панель инструментов для Вашего браузера
РОССИЯ © 2008-2009 «Иркутские Вести» - Информационный партнёр «ИА Телеинформ», телеканала «Вести-Иркутск»
Разработка, сопровождение и тех.поддержка «Сиб-Сервис» При использовании материалов сайта, согласно
«Пользовательскому Соглашению», активная гиперссылка - (без редиректа) на портал IRK-VESTI.RU обязательна!
Способ сделать Бренд узнаваемым: «»
 Наши контакты:
 +7 9О4 I4I8868
 Наш адрес:
 г. Иркутск Октябрьский р-н,
 ул. Карла Либкнехта - 208