«Иркутские Вести» > Новости > Сможем ли мы избавиться от потребления как мировоззрения?

Сможем ли мы избавиться от потребления как мировоззрения?


31 января 2009. Разместил: Администратор
Сможем ли мы избавиться от потребления как мировоззрения?Консюмеризм как мировоззрение Финансовый кризис, который переживает сегодня весь мир, вызвал много дискуссий об эффективности экономики, основанной на «либеральном фундаментализме». Большая часть этих обсуждений сводится к экономической терминологии, о кризисе говорят, как о болезни, которая хотя и доставит множество проблем, но все же рано или поздно кончится, и все будет, как и раньше. В то же время звучат и другие голоса. Которые говорят о том, что кризис – это повод задуматься не только над устройством мировой финансовой системы, но и над тем, какое общество и какой стиль жизни эта система обслуживает. Все происходящее сегодня было бы невозможно без втягивания миллионов людей по всему миру в схему «жизни в кредит», явной и скрытой пропаганды потребления, причем потребления не как возможности что-то приобретать, а потребления как мировоззрения – консюмеризма.

На сегодняшнем мероприятии, и не только, мы слышим слова о том, что у России есть свои особые духовные традиции и мировоззрение, исторически связанное с христианскими ценностями, а консюмеризм был, чуть ли не насильно, импортирован на нашу почву из западных стран, где все и все ориентированы на потребление. Такое однобокое понимание, было бы, однако, неверно и примитивно. Во-первых, на западе, где общество потребления существует уже несколько десятков лет, все его недостатки и проблемы давно и глубоко осознаны – как на уровне социально-философской мысли, так и в искусстве – кинематографе, музыке, литературе. По сути, вся «высокая» западная культура XX века – антибуржуазна. А во-вторых, и что намного важнее, если СССР и нынешняя Россия и были «инфицированы» консюмеризмом, то с какой радостью со стороны народа!

Той вакханалии потребления, которую мы видим сегодня в своей стране, удивляются даже жители тех самых развитых западных стран. Иностранцы, приезжая в Москву, с интересом рассматривают редкие модели супердорогих автомобилей – в таком количестве ими может похвастаться далеко не любая европейская столица. Жители Европы уже привыкли определять россиян в толпе туристов по вычурно дорогой одежде и наличию драгоценностей. Мерило успеха в сегодняшней России – это финансовое благосостояние, а человек, занимающийся созидательным трудом и творчеством, но имеющий при этом скромный достаток, в глазах общества чаще всего выглядит неудачником, несмотря на все свои достижения. Поэтому, прежде чем ругать либеральные консюмеристские ценности как «тлетворное влияние» Запада, нужно увидеть «бревно в своем глазу» и понять, откуда оно там появилось. Не поняв этого, вряд ли можно будет обсуждать проблему ценностей, на которые должно ориентироваться наше общество, в том числе и сегодняшнюю инициативу «Декалог XXI».

Покупка имиджа и статуса

Как получилось, что страна, исторически связанная с православными традициями, а затем левыми идеями в советский период, с такой легкостью переориентировалась на консюмеризм, причем в самой его вульгарной форме? Россияне до момента наступления кризиса успели стать в глазах многих западных производителей идеальными потребителями – российский рынок потребительских товаров активно рос все эти годы. Этому способствовало и то историческое обстоятельство, что в условиях постоянной нестабильности наиболее выгодной в России для человека тактикой распоряжения своими деньгами является не их накопление и инвестирование, а немедленная трата. В противном случае есть риск просто потерять свои сбережения.

Но, думается, что объяснение не только в том, что граждане, десятилетиями лишенные возможности обеспечить себе повседневный бытовой комфорт, открыли для себя прекрасный новый мир торговых центров, распродаж и рекламных акций. После жизни в мире принудительного материального равенства появилась возможность работать и зарабатывать, что само по себе можно только приветствовать. Однако, дело не только в этом. Потребление как мировоззрение является очень серьезным конкурентом любым идеологическим построениям и с легкостью заполнило тот мировоззренческий вакуум, который возник после распада СССР.

Эта система обладает целостностью, сравнимой с целостностью религиозного или философского учения – она говорит человеку, каковы цели его жизни (повышать уровень потребления и уровень жизни), объясняет, как этого достичь (экономически эффективная карьера), дает целостную картину мира (все объясняется в терминах покупки-продажи и выгодности-невыгодности) и шанс на индивидуальное счастье (мы все строим мир, где каждый имеет шанс на успех). При этом аргументы системы просты и понятны всем. Далеко не любой готов жить ради светлого будущего, мира во всем мире или приближения к Богу. Но кто же не хочет жить завтра лучше, чем сегодня? Иметь просторное жилище, красивую одежду, удобные вещи?

Кажется, что слабость общества потребления в его излишней приземленности – ведь не хлебом же единым? Эту ошибку часто совершают не очень далекие критики общества потребления, восклицая «О, времена! О, нравы! Молодое поколение не интересует ничего кроме денег!» Ничего подобного – общество потребления сегодня это главным общество потребления смыслов. Богатство само по себе не имеет значения. Покупая дорогие автомобили, посещая престижный клуб и надевая эксклюзивную одежду, человек покупает имидж и статус. Собственно, именно имидж и ощущения, а вовсе не сами товары уже давно продают специалисты по маркетингу и PR. Поэтому потребление с успехом заменяет традиционные формы самореализации.

Если вчера, чтобы что-то сказать миру, нужно было написать роман, сыграть проникновенную мелодию или произнести пламенную речь на митинге, сегодня за вас все скажет лейбл на сумочке, марка сигарет и название ресторана, в который вы ходите. Причем заявлять о себе каждый день можно по-разному – сегодня ты гламурный обитатель ночного клуба, завтра – спортивно экипированный путешественник, послезавтра – деловой яппи. В «обществе спектакля» каждый одновременно и зритель, и актер. Потребление тоже является своего рода творчеством – поскольку, что бы вы ни приобретали, сегодня вы покупаете не вещь и не услугу, а средство самовыражения и стиль жизни. Товары и услуги индивидуализируются и «кастомизируются» – вы можете купить кухонную мебель неповторимой, нужной только вам конфигурации, создать уникальный дизайн своей кредитной карты или заказать в кафе пиццу по собственному рецепту. Сегодня человек – это то, что он покупает.

Поэтому самореализация в мире потребления ничем не труднее, а напротив – намного легче, чем раньше. Здесь каждому позволят получить свою минуту славы, стать творцом в области собственного гардероба и прически, заиметь экстремальное хобби. Когда-то индивидуальность была результатом ума, характера и личностных усилий, теперь ее проще купить. Возможность жить, играя и самоутверждаясь, а вовсе не примитивный культ материального достатка, делают такую жизнь столь привлекательной. В сегодняшней России мы наблюдаем не просто культ потребления. К сожалению, образ успеха в нынешнем обществе базируется на шкале ценностей, весьма далекой от библейских заповедей. Конечно, никто не призывает открыто к причинению зла другим людям или воровству. Ведь навязчивые пиар-технологии или рекламу можно называть не некрасивым словом «ложь», а нейтральным «технологии информационного влияния на потребителя».

«Украсть» можно кошелек у прохожего в подворотне, а можно провести блестящие, умные финансовые махинации на бирже – и назвать это ярким профессионализмом. Можно лично никого не «убивать», а, просто ссылаясь на природную тягу людей к жестокости, использовать тему насилия для поднятия рейтинга телепередачи. «Цель оправдывает средства», «Человек человеку волк» и «Победителей не судят» – вот установки, с которыми сегодня строят и жизнь, и карьеру, а вовсе не «Возлюби ближнего своего».

Возможно ли изменить эту ситуацию? В ценностную область нельзя вмешаться с помощью законодательства и формальных правил. Сегодня много говорят о борьбе с коррупцией – но как бы не ужесточались предусмотренные законом наказания и как бы эффективно не работали правоохранительные органы, все это не сделает тех же чиновников честными. Научит, лишь, искать более изощренные лазейки в законе и лучше «делиться». Общество не может принудить человека быть честным. Не поможет здесь и навязчивая пропаганда – советский опыт показал, что люди прекрасно чувствуют фальшь громких лозунгов. Только собственные внутренние ориентиры, личное принятие таких, казалось бы, вечных (а потому кому-то кажущихся банальными) ценностей как справедливость, забота о ближнем, отказ ото лжи и насилия, уважение и помощь по отношению к старикам, ответственный подход к миру вокруг, могут что-то изменить.

То, о чем говорится в инициативе «Декалог XXI» может стать только личным выбором каждого. Тогда и потребление перестанет быть самодостаточной ценностью и смыслом жизни, а останется просто средством, обеспечивающим человеку нормальные условия для личной, профессиональной и творческой реализации. Главный вопрос – это вопрос о ценностях Уважение к результатам созидательного труда, а не просто к заработанным деньгам. Исследователь, делающий научные открытия, врач, спасающий человеческие жизни, учитель, передающий знания. Помощь тем, кто социально незащищен – старикам и инвалидам. Могут ли эти и подобные им образы стать ориентирами успеха для нашего общества, потеснив «эффективных менеджеров», «креативных пиарщиков» и глянцевых «светских львиц»?

Первым шагом к этому могли бы быть инициативы в культурной и информационной сфере – формирование образа успеха, отличного от нынешнего. В этом, в том числе, могло бы принять участие как государство, так и все заинтересованные общественные и политические силы. Это будет очень непростая задача. Ведь «хорошее» – с точки зрения общества, привыкшего к бесконечному слому основ и жизни среди скандальных сенсаций – скучно и банально. Призывы вспомнить «о вечном», несомненно, вызовут усмешку у циников, обвинения в ханжестве и лицемерии от разочарованных скептиков, активное противодействие со стороны тех, кому выгодно культивировать в людях консьюмеризм. Но сегодня вопрос о выборе ценностных ориентиров – это уже не тема абстрактных дискуссий. С развитием мирового финансового кризиса все более востребованными будут вопросы не экономики, а мировоззрения – потому что, в конечном счете, именно ценностные ориентиры любого общества определяют его развитие. От выбора этих ценностных ориентиров будет зависеть и будущее пост-кризисной России.

Маринэ Восканян


Вернуться назад