«Иркутские Вести» > --- > Какой праздник мы отмечаем первого января?

Какой праздник мы отмечаем первого января?


22 октября 2009. Разместил: Sandal
Между тем в древности в России начало года русские крестьяне отмечали осенью, в Ильин день по христианскому календарю. В это время заканчивалось лето, и начиналась осень. Поэтому и сейчас у русских спрашивают: «Сколько Вам лет»? Есть народы, которые для уточнения вашего возраста поинтересуются, а сколько зим вы прожили. А местный житель не будет интересоваться количеством зим или лет, а спросит: «Хас саастааххыный?» (Сколько у Вас весен?). Другой местный житель, показывая свое знание народных традиций, может ответить: «Я в жизни столько-то раз ступил на зеленую траву».

Празднование Нового Года всегда и везде связано с традиционной хозяйственной деятельностью и религией народа. Поэтому русские крестьяне отмечали этот радостный для них день осенью после сбора урожая народным гулянием со скоморохами, гудошниками, гуслярами, бубнами с бубенцами и колокольцами. До Ивана Грозного в этот день крестьяне по закону могли перейти от одного землевладельца к другому, забрав свою долю собранного урожая. В это время служилое сословие цари жаловали только землей, наем землепашцев для обработки этой земли был уже головной болью этого землевладельца.

Вольные крестьяне не были тогда крепостью привязаны к земле. Запрет Ильина дня, как дня для перехода от одного хозяина к другому спровоцировал массовый уход крестьян в «гулящие люди», с отказом от занятия земледелием, что вызвало уже нехватку продовольствия в стране. Поэтому одной из причин наступления на Руси смутного времени развала русского государства было закрепощение крестьянского сословия.

Но уже во времена Алексея Михайловича Романова отца Петра Первого изменение традиций было освящено, была проведена церковная реформа, никонианская церковь стала во всем поддерживать светскую власть, выступая против древних традиций. Возможно, в это время и было запрещено празднование Нового Года осенью, чтобы лишний раз не напоминать крепостному про прежнюю вольную и сытую жизнь. С этим связан и запрет на скоморошество, в это время в массовом порядке в кострах сжигались не только старые религиозные книги староверов, но и традиционные народные инструменты: гудки, бубны, гусли и.т.д.

Процесс этого забвения древних связанных с религией традиций был завершен при Петре, когда Священный Синод превратился в государственное учреждение, а Новый Год по царскому указу в обязательном порядке стали праздновать 1 января. Сейчас наш день праздника -1 января просто назначенная царем для праздника дата, никак не связанная с каким-то старым праздником. А после перехода на новое время в советский период наше 1 января перестало совпадать и с петровским празд-ником.

Вся Европа и весь христианский мир вместо нашего нового года празднует рождество нового бога-Христа. Совпадение этого рождества с зимним солнцестоянием показывает, что новый церковный праздник пришел на замену старому празднику, когда люди отмечали начало прибавления светлого дня, рождение нового светила. Христианство возникло только 2000 лет назад, а как религиозное учение оно сформировалось только в 4 веке, а Солнце, как божество, отмечали испокон веков. Камни Стоунхеджа, пирамиды во всех частях света показывают, что в древности разные народы следили за ходом небесного светила и праздновали дни равноденствия и солнцестояния.

Народ саха, также как и все древние народы мира, отмечает все эти праздники. Как и все евразийские кочевники, саха связывали свой Новый Год с радостным событием - наступлением лета, со временем, когда вырастает зеленая травка и можно уже не беспокоиться о пропитании скота - своего главного богатства. С этого времени начинается благодатная пора для кочевников, скот начинает давать молоко. Поэтому этот первый летний месяц называется месяц удоя – ыам ыйа. Начинается он с 21 мая, по современному стилю.

Вообще-то, у кочевников саха до последнего времени сохранялись традиционные праздники, которые впервые отмечены китайскими летописцами у хуннов. Но указание Карамзиным наличия у русских в древности летнего месяца исок, названия которого он не знал, но предполагал, что, возможно, это название певчей птички, указывает, что сохранившиеся у нашего народа праздники - ысыах имеют более древнюю историю.

Можно связать их со скифо - сакской культурой, которая оказала влияние на становление, как древней культуры русского народа на западе, хуннов на востоке, так и настоящей культуры народа саха. Тем более, искусственное разделение степных кочевников на азиатских саков - саха и европейских скифов характерно только для европеизированной русской истории. На самом деле степь уже 3000 лет назад была в едином культурном пространстве, с единой религией, письменностью и схожими традициями. Конечно, все степняки многое перенимали у своих оседлых соседей.

Так в западной части степи, несомненно, большее влияние греческой культуры и в меньшей других стран Средиземноморья. А в восточной части степи тибетской и в меньшей степени китайской культуры. Но обнаружение в древнегреческом и шумерском языке тюркских слов, а в религии китайцев и тибетцев схожих терминов указывает, что влияние было взаимным.

Также обстояло дело и с календарем. То, что у народа саха, названия месяцев не совпадают с реальными природными явлениями и традиционной хозяйственной деятельностью, замечали многие исследователи. Самое простое объяснение этому находили в том, что якуты переселились с юга, поэтому названия месяцев сдвинуты где-то на 30 дней. Это объяснение не выдерживает критики, если учесть, что имеется месяц приплода жеребят. Жеребята рождаются по всей степи и в Якутии в одно время, а месяц у нас также сдвинут по времени.

Тем более названия некоторых месяцев в современном якутском календаре числительные: алтынньы, сэтинньи, ахсынньы, тохсунньу, олунньу (шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый месяцы). Это указывает на то, что, начало отсчета месяцев, по традиции, начинается весной. Если считать начало года с 21 мая, то не хватает одного месяца, чтобы числительные были правильны. Кто-то, переделывая старый календарь на новый лад, не позаботился о соответствии. Хотя и в используемом сейчас нашем календаре такие несоответствия имеются. Октябрь, ноябрь, декабрь также восьмой, девятый, десятый. То есть получается, что новый год и в этом римском календаре связан с весной. Дополнительную путаницу в дело с солнечным календарем вносило и использование в некоторых случаях у народа саха лунного календаря в 28 дней.

Наличие 13 месячного солнечного календаря у нашего народа впервые предположил Рафаилов, после изучения ленских петроглифов. Часто встречаются рисунки двух коновязей - сэргэ и дерева, у которого 13 сучьев. Причем если по шесть веток с каждой стороны одинаково длинные, то тринадцатая веточка коротенькая. И он предположил, что у двенадцати месяцев длительность по 30 дней, а у короткого месяца – 5 дней. А название бэс ыйа связано не с сосной – бэс, а с числительным пять – биэс. Также две рядом стоящие коновязи – сэргэ (рядом) служат для отсчета дней календаря. И правда если два столба вкопать рядышком по направлению строго с юга на север, то в 12 часов дня тень первого столба упадет на второй.

Отмечая зарубками перемещение тени можно получить дни отсчета. Если предположить, что карамзинский месяц исок совпадает с летним праздником ысыахом, то этот пятидневный месяц должен приходиться на летнее солнцестояние. Примечательно то, что примерно в это время у русских празднуется троицына неделя.

Празднование дня Святой Троицы в Неделю Пятидесятницы является особенностью русской богослужебной практики, неизвестной, к примеру, ни в румынском, ни в антиохийском патриархатах, ни в греческих церквах. Священник Павел Флоренский в статье «Троицева-Сергиева Лавра и Россия» пишет: «Величайший литургический сдвиг связывается с именем преподобного Сергия. Я говорю о Троичном Дне как литургическом творчестве именно русской культуры, даже определеннее, творчестве преп. Сергия.

Напомним, что Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон». На месте Праздника Святой Троицы у византийцев испокон веков праздновался праздник Пятидесятницы, который воспринимался как праздник исторического, а не открыто онтологического значения. Праздник Троицы впервые появляется как местный праздник Троице - Сергиевой лавры, чествуя икону Андрея Рублева считает Павел Флоренский. Можно с Флоренским не согласиться только в том, что праздник Троицы появился только после Сергия Радонежского.

Возможно, святой Сергий сумел внести в византийское христианство, свое собственное видение мира, которое было связано с более древней религией народов, объединившихся после Куликовской битвы вокруг Москвы и создавших новое государство. А праздник Животворящей Троицы праздновался с древних незапамятных времен. Тем более на иконе Андрея Рублева изображены не появление трех гостей к Аврааму, по словам Л. Успенского, раскрывается образ «откровения триединого Бога, равночестности лиц и промыслительного действия Божиего в мире».

Как всегда новая религия использовала старые традиционные у народа праздники, переделав их под свои нужды. Так празднование Нового Года у саха усилиями церкви превратилось в праздник Николая угодника. Но чествование в дни ысыаха Среднего, Нижнего и Верхнего миров сохраняется у нас до сих пор. И это обстоятельство позволяет предположить, что во время месяца исок, который превратился в троицын праздник, древние предки русских также отмечали древних традиционных богов, населяющих три мира.

Прибавление тринадцатого пятидневного месяца наводит порядок с числительными названиями якутских месяцев. Вместо месяца длинного бэс ыйа появляется пятидневка. Сдвиг на 25 дней убирает имеющееся несоответствие между традиционной хозяйственной деятельностью и названиями месяцев. Кобылы приносят приплод в месяце жеребят, лед тает в месяц таяния льдов, молоко прибавляется в месяц удоя, в зимнее жилье переселяются в месяц балагана. Становятся понятными и высказывания якутов Серошевскому о том, что в древности праздновали ысыах три месяца.

В месяц удоя молока, когда начинали доиться кобылы, проводили маленькие семейные праздники - кулуhун ысыах, на которых чествовали предков. В короткий месяц всем народом славили богов. А третий месяц предназначался для проведения свадеб - уруу ысыах. Получается и на самом деле до наступления месяца сенокоса три месяца могли проводиться праздники.

Тринадцатимесячный календарь нашего народа связан не только с хозяйственной деятельностью и природными явлениями, а также связан с одиннадцатью небожителями, проживающими на девятиярусном небе, и тринадцатью ступенями духовного роста человека. А в тайном тибетском учении о чакрах у человека имеется 13 чакр. Названия чакр имеют смысл на языке нашего народа, соответствующий уровню духовного развития. То есть в тибетском учении пересказаны уровни духовного развития в тенгрианстве, но эти понятия переданы в форме учения о развитии чакр.

Возможно, у нашего народа сохранился древний календарь евразийского культурного пространства. Если первым коммуникационным пространством человечества была Великая Степь, то ее влияние могло быть отмечено у многих народов древности. Самое интересное, что тринадцатимесячный календарь был также у египтян. Он сейчас сохранился у эфиопов. Затем считается, что саму идею календаря римляне позаимствовали у египтян. В то время календарь делился на несколько календул. От этих календул возникло и название календарь.

А календарь египтян был связан с разливами Нила. Египетские жрецы внимательно следили за движением небесных светил и связывали разлив реки со звездами. Интересно, что слова небеса и разлив на якутском языке различаются всего одной буквой. Халлаан - небеса, халаан - разлив. А слово дал на якутском языке пространство и ограничение. То есть, слово календула может означать пространство неба или границы разлива.

Некоторое совпадение тайных терминов показывает, что эти знания были получены из одного древнего источника. Можно только гадать каким образом термины тайных учений тибетцев и египтян имеют смысл и на языке саха. Но одно, несомненно, у нашего народа сохранился язык, религия, письменность древнего мира. Тайные знания были утеряны, но не возвратно. Руническую письменность для магии наши предки применяли в начале 19 века, а некоторые предметы для магии до 60-х годов ХХ столетия.

В настоящее время в республике распространены святочные гадания, рассказывают друг другу всякие страсти о гаданиях у проруби и.т.д. Современные поклонники этих якобы якутских традиций при этом ориентируются на описание Кулаковским народных обычаев. Но следует отметить, что большинство этих традиций связано с бытовыми поверьями российских городских мещан в 19 веке, привязанных с христианскими праздниками крещением и рождеством. У получившего европейское образование Кулаковского эти поверья с неизвестными ранее якутам шиликунами – водяными, зеркалами и свечками связаны с древними предсказаниями танха народа саха.

Между тем переходные от зимы к весне месяцы, к которым относятся Билгэ и Танха, разделены днем весеннего равноденствия и могут быть связаны каким-то образом с древним тангутским государством. Новый Год на Тибете и сейчас празднуется в день весеннего равноденствия. Так что божество тангутов Танха вряд ли имеет какую-то прямую связь с январем - зимним месяцем.

Что касается пяти зимних месяцев, которые следуют друг за другом, начиная с 23 октября, то они приходятся на самое темное время года и, естественно, связываются с темным волшебством. В эти месяцы раньше предпочитали из дома не выходить. Три зимних месяца связанные с экстрасенсами, шаманами и имеющими дар слова относятся к шестому ярусу небес, и покровительствует им Черный Ворон – Хара Суорун. Между месяцами экстрасенсов и черных шаманов приходится самая длинная ночь года.

Раньше в эти месяцы, говорят, обучали выбранных для ремесла шамана ребятишек. Но использовали при этом не логическое учение – угуйуу, а другое связанное с прямым доступом в подсознание ребенка - уhуйуу. Считалось, что в зимние месяцы с подавлением физического составляющего усиливается духовная составляющая ребенка. В это время легко возникают информационные связи с учителем и учеником. И он легче поддается обучению. Кстати похожие приемы используют и все религии. Но для этого послушники постятся, молятся, изнуряя свою плоть.

А у нашего народа просто выбирали время, когда информационные связи возникают легче. Поэтому в рождественские каникулы родителям следует меньше сидеть за праздничным столом, а больше общаться со своими детьми, как взрослыми, так и маленькими. И в этом смысле новый год как семейный праздник сохраняет для нас свой старый смысл единения родных. Примерно такое же мистическое содержание было и у колядок славян. Детишки ходили по родственникам и получали подарки, а более взрослая молодежь, замазав лица сажей, чтобы походить на нечистую силу, надев кожухи шерстью наружу, ходила по деревне, отпугивая её от своего жилья.

А Кривошапкин – Айына

Вернуться назад