«Иркутские Вести» > Парламентский вестник > Законодательство: Проект Устава Иркутской области

Законодательство: Проект Устава Иркутской области


21 августа 2008. Разместил: Администратор
Законодательство: Проект Устава Иркутской областиПроект Устава Иркутской области рассмотрят депутаты
Законодательного созыва объединенного региона в октябре

Иркутская область, 21.08.08. На нынешней неделе проект Устава объединенной
Иркутской области был представлен временно исполняющему обязанности губернатора
Приангарья Игорю Есиповскому. Об его отличиях от предыдущего
основополагающего документа региона рассказал руководитель рабочей группы по
разработке проекта, председатель избирательной комиссии Иркутской области
Виктор Игнатенко.

Работа над Уставом Иркутской области велась почти год, ее проводил Институт
законодательства и правовой информации. «Я уверен, что качественный уровень
нового Устава Иркутской области будет значительно выше, чем ранее, – заметил
Виктор Игнатенко. – Ведь он вобрал в себя все лучшие положения старого
основополагающего документа и все положительное, что было накоплено в области
конституционного и уставного законотворчества в России за последние 15 лет.
Кроме того, Устав учитывает практику работы Конституционного суда РФ и других
судов в Иркутской области, опыт применения Конституции РФ в регионе».

К примеру, в проекте Устава предусмотрена отдельная глава, посвященная
социальной политике, чего не было ранее. Есть ряд положений, касающихся
экологической политики. Более детально прописан вопрос организации местного
самоуправления в Иркутской области. Виктор Игнатенко отметил еще одну
важную главу – «Законодательный процесс».

По словам Игнатенко, в ближайшее время проект будет опубликован для того,
«чтобы в его обсуждении приняли участие не только представители власти и
профессиональных кругов, но и все жители Иркутской области». До этого
пройдет ряд консультаций с представителями органов исполнительной и
законодательной власти, местного самоуправления. Виктор Игнатенко
предлагает создать специальную рабочую комиссию, которая бы оценивала
на профессиональном уровне все предложения, поступающие в ходе
обсуждения Устава Иркутской области. Их планируется включить в тот
вариант документа, который будет рассматривать Законодательное собрание
объединенного региона первого созыва в октябре 2008 года.
Устав необходимо принять до 1 января 2009 года.

Новый Устав предполагает создание областного правительства как
высшего коллегиального органа исполнительной власти. Неделей
раньше врио губернатора Игорь Есиповский заявил, что планирует
создать правительство Иркутской области еще до выборов. «Есть
такая возможность в соответствии с федеральным конституционным
законом. Такими правами я наделен. Сейчас идет выверка всех
плюсов и минусов.

Мы смотрим, как это структурно должно быть, как этот отразится на
всем том пакете документов, который должен дать возможность
заработать новой структуре, мы проводим консультации с теми, кто
уже внедрил такую систему управления. Я не буду сейчас углубляться
в детали, но правительственная система, с одной стороны, позволяет
очень четко сформулировать персональную ответственность всех
членов будущего правительства и структурировать саму систему
управления. В нашем регионе, где есть мощные ресурсы, экономика,
проблемы, которые вытекают из несогласованности, о которой я уже
сегодня говорил, там нужен принципиально иной подход. А
принципиально иной подход требует несколько иной системы
структуры организации самой власти».

Создание правительства до выборов в Законодательное собрание
возможно с точки зрения права, но только как временного органа
власти. Это не противоречит нормам федерального конституционного
закона. Такое мнение высказал Виктор Игнатенко.

Губернатор субъекта федерации обладает полномочиями создавать
временные властные структуры. Однако для того, чтобы правительство
Иркутской области «было создано и реально функционировало»
необходимо принять целый ряд нормативно-правовых актов, так
что формирование нового органа власти «объективно невозможно
без участия Законодательного собрания». В первую очередь нужно
будет внести изменения в реестр государственных должностей,
поскольку появятся новые посты – председателя правительства,
его заместителей и министров.

Кроме того, необходимо будет изменить бюджетное законодательство:
изменятся наименования органов исполнительной власти. «Институт
законодательства и правовой информации не рассматривал формирование
правительства Иркутской области до дня голосования, – подчеркнул
Виктор Игнатенко. – Это не правовой, а политический вопрос. И решать
его нужно будет в ходе консультаций с администрацией
и Законодательным собранием».

«Парламентский вестник Приангарья» задал такие вопросы действующим
депутатам Законодательного собрания: как вы оцениваете проект Устава
Иркутской области? что вы думаете по поводу создания правительства
Иркутской области, возможно ли это до принятия устава Иркутской области?

«Новый Устав был необходим из-за возникновения нового объединенного
субъекта, --говорит Сергей Босхолов, -- Но даже в том случае, если бы
Иркутская область не объединялась с Усть-Ордынским Бурятским округом,
необходимость разработки такого документа все равно назрела. Меня лично
в проекте Устава интересуют два момента.

Первый – устройство власти, то есть будет сохранена областная администрация
или будет создано правительство региона. Еще один принципиальный момент
– будет ли отражен в будущем Уставе особый статус округа». Депутат считает,
что создание правительства Иркутской области – это верный шаг, поскольку
«мы уже переросли администрацию». Создание правительства, по мнению
Сергея Босхолова, позволит решить те экономические задачи, которые сейчас
стоят перед руководством региона. «Важно, чтобы правительство возглавил
губернатор. Ту модель, при которой разделены полномочия главы региона и
председателя правительства, я не считаю оптимальной и эффективной»,
- подытожил депутат ЗС.

«Новый Устав Иркутской области сможет повысить инвестиционную
привлекательность региона, ради этого документ и разрабатывался.
Это правильная инициатива, ее можно только поддерживать, - говорит
Андрей Кайдаш, - Что касается идеи создания правительства области,
то положительный опыт от ее реализации есть в Красноярском крае.
Думаю, что формирование такого органа власти повысит статус Приангарья.
Кроме того, будет больше возможностей для отношений с другими
регионами и даже странами. И отношение к нам будет другое».

«Проект создания правительства в Иркутской области обсуждался
очень давно, еще при губернаторе Борисе Говорине, - рассказал Юрий
Фалейчик. - Однако раньше он представлялся как некий пиар-ход.

Сегодня же к созданию правительства в субъектах федерации
подталкивает Бюджетный кодекс РФ. Дело в том, что по новому
Бюджетному кодексу круг главных распорядителей бюджетных
средств заметно расширился. Теперь возможность распоряжаться
большими суммами бюджетных средств получили управления
культуры, здравоохранения, образования и т.д., а не заместители
губернатора.

Нынешняя бюджетная схема даже губернаторов выводит из рамок
распорядителей. Это, на мой взгляд, не совсем правильно. Ведь
раньше подбор кадров для этих структур совершался без учета
новых полномочий, касающихся распоряжений бюджетными средствами.

Часто возникает вопрос – вправе ли губернатор именно сейчас
создавать правительство, до того, как будет по этому поводу
принято решение нового депутатского корпуса. Создать его он
может. Так как 2008 год у нас в Иркутской области уникальный –
он является переходным периодом. И конституционное
законодательство позволяет врио губернатора единолично
установить такую систему организации власти, как правительство.

Только с 1 января 2009 года правительство Иркутской области
прекратит действовать. Однако вопрос в другом – целесообразно
ли сейчас создавать правительство или же лучше подойти
внимательно к подготовке устава, после чего заняться организацией
новой структуры власти». Юрий Фалейчик поддерживает идею
создания правительства Иркутской области сейчас, до выборов
депутатов Законодательного собрания объединенного региона и
до утверждения нового Устава.

Это позволит, по словам депутата, опробовать идею в действии до
появления постоянного правительства. «Однако такая реорганизация
– процесс долгий. В том числе, и с точки зрения кадровой схемы.
Если, предположим, правительство будет действовать с 1 сентября
2008 года, то все работники администрации должны получить
уведомление об увольнении за два месяца. Поэтому не все работники
смогут сразу перейти в новую структуру», - говорит Юрий Фалейчик.

Юрию Селезневу понравился детальный подход Института
законодательства и правовой информации к подготовке главного
документа Иркутской области. «Ведь как мы его напишем, так и
будем жить.

Чем лучше он будет разработан, тем меньше подзаконных актов надо
будет впоследствии принимать, а любые пробелы в законодательстве
приводят к принятию множества дополнительных законов и программ»,
- говорит депутат. Но идею создания правительства Иркутской области
он считает спорной. «Пока я не вижу особых преимуществ для нашего
региона в случае создания этой структуры. Я считаю, что если во власти
появится новый руководящий орган, а исполнители останутся те же
(администрация Иркутской области), то региональная политика останется
прежней и никаких изменений в жизни области не будет. Тем более что
в нынешнем руководстве области много новых людей, которые только
начали работать и преждевременно судить о результатах их деятельности»,
- выразил свое мнение Юрий Селезнев.

Опрос проводили:
Егор Щербаков, Анна Павлова,
Алена Байбородина,
«Парламентский вестник Приангарья»

Вернуться назад