Автор: Администратор Просмотров: 4019 31 января 2009
27 января 2009 года поздно вечером были оглашены результаты голосования на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Шестнадцатым Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В связи с этим фактически все информационные агентства задаются вопросом, что ждать от нового Патриарха? Куда и как он поведет корабль Церкви? Я – рядовой член Русской Православной Церкви и имею некоторый опыт работы и организации церковно-просветительской, молодежной и социальной деятельности. Меня, как и многих других, также интересует эта тема. Я не могу гадать и выдумывать, что нас ждет. Я могу постараться описать то положение дел, что сложилось сегодня в области, понятной мне, и попытаться сформулировать важные задачи, стоящие перед нашей Церковью, а значит, и перед новоизбранным Патриархом.
Что мы имеем? Самое главное, что мы имеем на данный момент – это свободную жизнь Русской Православной Церкви. В ее дела никто не вмешивается, она самостоятельно решает свои внутренние вопросы и сама выстраивает свои внешние отношения, исходя из важных для нее принципов и интересов. Любой человек нашей страны может беспрепятственно исповедовать православие. Повсеместно совершается Богослужение, и так или иначе, хотя бы раз в году, любой житель нашей страны имеет возможность исполнить завет Самого Спасителя – причаститься Тела и Крови Христа.
20 свободных лет церковной жизни принесли свои плоды. Была построена небывалая инфраструктура. Не только восстановлены и построены заново тысячи храмов, возрождена система подготовки кадров, но и налажена общая система управления церковью, созданы новые епархии. Произошел переход от советского периода к современности, совершенно иному государственному и экономическому устройству. Была сформирована система ответственных подразделений управления церкви: комиссий, синодальных и епархиальных отделов.
Церковь обрела возможность не только открыто обращаться к людям, но и получила доступ к самым массовым средствам информации, а также завела собственные СМИ. Голосу церкви доверяет огромное количество людей. Церковь смогла не только сделать доступным для масс основные источники своей традиции, - священное писание и авторитетные творения церковных писателей, богослужение, - но и творчески откликнуться на действительность и показать, какие вопросы и темы церковь считает своими. Были расставлены акценты в области компетенции церкви и решены многие острые вопросы. Были налажены взаимоотношения с государством, обществом и другими традиционными для нашей страны религиозными группами. За это время достаточно четко вырисовались и в некоторой степени окрепли эти связи. На фоне постперестроечной вседозволенности только церковь проповедует здравомыслие и нравственность. Часто именно Русская Церковь была и остается единственным проповедником нашей родной русской культуры и патриотизма.
Все это вселяет уверенность в возможности дальнейшего роста Православной Церкви; и не только роста, но и устройства того, до чего пока не доходили руки или не было времени. Несколько слов о новоизбранном Патриархе. Если говорить о личных качествах, то, насколько я могу судить, митрополит Кирилл по-своему уникальный человек. Мало кто из архиереев Русской Церкви имеет соответствующий уровень воспитания и образования, столь яркий дар слова, умение вести диалог, слушать и слышать оппонента. О многом говорит знание нескольких иностранных языков. У нареченного Патриарха есть опыт работы практически во всех областях церковной жизни, как внутренней, так и внешней.
Прежде всего, он правящий епископ с почти 25-тилетним стажем, то есть он изнутри знает пастырскую, приходскую, богослужебную, административную, экономическую и прочие стороны жизни епархии. Его опыт ректорства в Ленинградской духовной академии и создание Смоленской духовной семинарии не оставляет митрополита Кирилла в стороне от проблем подготовки священников, да и вообще организации духовного образования. Уникален его опыт взаимодействия с представителями властей, общественности, науки, интеллигенции не только в России, но и во многих других странах. Немаловажно то, что митрополит Кирилл участвовал в значимых для церкви мероприятиях и переговорах, если можно так выразиться, в разные эпохи. Начинал он еще в разгар холодной войны.
Из тех дел, по которым мы можем судить о новоизбранном Патриархе, остановлюсь на том, что мне известно из опыта. Я говорю о так называемом Отделе внешних церковных связей Московского патриархата. Митрополит Кирилл возглавил его в 1989 году. Как бы это не выглядело странным, но это одно из очень немногих церковных учреждений, где не только была налажена и поныне осуществляется серьезная и разнообразная работа, но и как-то удивительно выстроены взаимоотношения сотрудников, в том числе и начальства с подчиненными. Насколько я могу судить по личному опыту, они строятся на взаимном личном и профессиональном доверии и уважении. ОВЦС занимается такими серьезнейшими вопросами, как взаимоотношения между Православными Поместными церквями (я думаю, всем известны очень непростые отношения с Константинопольским патриархатом); взаимоотношения с инославными – Католической церковью и протестантскими церквями; взаимоотношения с иными религиями, с иными государствами на территории которых есть приходы РПЦ; взаимоотношения с государственными властями в России, крупными общественными объединениями, политическими партиями, светскими СМИ. При ОВЦС организована специальная аспирантура.
Многие мероприятия и события значимые для Русской Церкви были подготовлены и осуществлены силами или при участии ОВЦС. Стоит назвать подготовку таких важнейших документов как «Основы социальной концепции», «Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви», «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Необходимо вспомнить, что воссоединение Русской Православной Церкви с отколовшейся от нее Русской Православной церковью Заграницей было подготовлено и проведено во многом силами ОВЦС. Дело в том, что за столь ярким и радостным событием стояли долгие годы переговоров, взаимного диалога, определенных уступок, подготовки документов. Последнее было чрезвычайно сложным делом, поскольку на бумаге необходимо было зафиксировать основные принципы воссоединения в таких словах и выражениях, которые бы удовлетворили всех. В итоге появился «Акт о каноническом общении» двух церквей.
Упомянем и Всемирный саммит религиозных лидеров, пошедший в Москве в июле 2006 года. Этот форум собрал более ста глав и представителей религиозных общин из различных стран и показал, что религиозность – это не архаичное явление, не «опиум для народа», а особый образ жизни, свойственный человеческой природе. Непреходящее значение этого саммита состоит в однозначном свидетельстве, что возможен диалог, что представители разных религий могут не только мирно обсуждать, но и единодушно высказываться о важнейших для общества вопросах.
Что предстоит сделать?
В СМИ уже неоднократно озвучивалось, что столь уникальный и серьезный опыт митрополита Кирилла и возглавляемого им Отдела внешних церковных связей жизненно необходим нашей Церкви. Многие аналитики ожидают, что системный диалогический подход будет реализован для развития и укрепления внутренней жизни Церкви. К примеру, за время свободного существования Русской Церкви сложились целые внутренние, в большой степени самодостаточные, сообщества: монашествующие, священники, миссионеры, прихожане. Со всеми ими новоизбранному Патриарху придется искать общий язык, стремиться понять их внутреннюю жизнь, их ценности.
Я скажу о том, что мне более понятно и известно из моего опыта церковной деятельности - о тех вопросах, решение которых мне представляется очень важным. Во-первых, необходимо построение системы церковного просвещения. Есть множество инициатив, среди которых - достаточно крупные и талантливые проекты; но они, как правило, частные. Двадцать лет – немалый срок для накопления и осмысления опыта. Пришло время всерьез задуматься об общецерковном документе, регламентирующем прием в церковь новых членов и их подготовку. Пора так или иначе сворачивать практику коммерческих отношений: заплатил - покрестился/повенчался - ушел - забыл. Говоря церковным языком, жизненно важно «ставить на ноги» катехизацию - систему обучения новообращенных и введения их в традиционную жизнь церковной общины.
Откладывание этого в «долгий ящик» приведет к тому, что народные инициативы и даже религиозные чаяния будут укореняться в псевдоправославные формы религиозности, способные вытеснять веру Христову. Пензенские пещеры - это крайний случай, но это тот рубеж, к которому текут пущенные на самотек непросвещенные церковным учением наши соотечественники. Церковь должна взять ответственность за те 70-80% крещеных и венчанных людей нашей страны, которые даже не знакомы со Священным Писанием.
Во-вторых, настало время сделать первые системные шаги в поддержку общинной христианской жизни. В советское время по понятным причинам сложилась практика так называемых церковных приходов. В большинстве случаев - это некоторая группа людей, периодически так или иначе посещающих конкретный храм для участия в богослужениях. Отношения между духовенством и мирянами часто строятся по принципам назидания и управления. Миряне не могут сколь-нибудь серьезно влиять на жизнь прихода.
Община - это нечто другое, она больше похожа на семью, это сообщество христиан, возглавляемое священником, где все равны, но где служения различны. Община отличается тесным общением членов (братьев и сестер во Христе), совместными молитвой и делами, досугом, взаимным доверием и взаимопомощью. Голос и нужды членов общины не менее важны, чем священнические. Роль главы общины определяется словами Христа: «Я - пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец»; «вы - друзья Мои»; «князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим и первым, пусть будет последним и всем слугою». В общинах нет формализма, но, как и в семье, трудности и болезни одного - это скорбь всех, радость одного - это счастье для других.
Понятно, что после советского периода богоборчества должно было пройти время, прежде чем и священники и миряне научились бы жить в свободе и доверии. Сколько еще приходская модель церковной жизни будет определяющей, и когда общинная модель займет ее место, зависит, в том числе, и от новоизбранного патриарха.
Чтобы получить ссылку на эту новость, достаточно «КЛИКНУТЬ» по ней:
Ссылка в Браузер:
HTML-код для Cайта:
BB-код для Форума:
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Поэтому функционал Нашего портала для Вас ОГРАНИЧЕН, чтобы снять ограничения,
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
С Уважением, Администрация Портала Иркутска IRK-VESTI.RU
Читайте дополнительно в этом разделе:
Избран новый Патриарх Московский и всея Руси
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на Поместном соборе Русской православной церкви избран шестнадцатым патриархом Московским и Всея Руси. В ходе выборов, проходящих во вторник на Поместном Соборе, он набрал 508 голосов (72%) участников этого ф ... Читать новость полностью
При выборах Патриарха могут применить грязные технологии?
Внимание к составу будущего Поместного собора Русской православной церкви неудивительно. Последний раз столь представительный церковный форум собирался в 1990 году для выборов патриарха Алексия II. Но тогда состав собора мало что говорил светскому человек ... Читать новость полностью
Какой Патриарх нужен нашей Церкви?
В ближайшие дни нашей Церкви предстоят судьбоносные дни - Поместный Собор должен избрать нового Патриарха. Выбор, который предстоит сделать Отцам Собора, касается каждого из верных чад нашей Церкви. Поэтому я считаю своим долгом поделиться с православным ... Читать новость полностью
Каким Церковь желает видеть своего патриарха
Каким Церковь желает видеть своего патриарха? На этот вопрос нет интересного ответа, то есть такого, который предполагал бы содержательное продолжение разговора. Ибо сразу появляется вопрос: а чье мнение есть мнение Церкви? Церковь — это миллионы людей. ... Читать новость полностью